С начала марта россияне начали готовиться к худшему на фоне распространения коронавирусной инфекции по стране. Прозорливые соотечественники начали формировать запас продуктов длительного хранения на случай форс-мажорных обстоятельств. Премьер-министр Михаил Мишустин, президент Владимир Путин и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко ранее публично заверили россиян, что дефицита продовольствия в столице и других регионах не будет. Однако им мало кто поверил.
Судя по исследованию независимого маркетингового агентства Nielsen, спрос на крупы вырос на 27,8%, на макаронные изделия — на 18,8%, на средства личной гигиены — на 21,4%, а на замороженную продукцию — на 40,9%. Повышенный спрос привел к частичному опустошению полок в магазинах, что создало дополнительный повод для паники.
Как сообщает Минпромторг РФ, крупнейшие торговые сети сформировали запасы социально значимых товаров на 8 недель вперед. Представители X5 Retail Group, Metro и «Лента» подтвердили, что запасов на складах достаточно, и если сегодня вам не повезло купить необходимые товары, завтра обязательно получится — никакого дефицита нет. Сеть «Магнит» также увеличила отгрузку на 20%.
Странно, но в российских супермаркетах туалетная бумага присутствует, в Австралии, ряде европейских стран и США этот товар быстро стал дефицитным из-за спроса. Туалетную бумагу среди прочего используют в качестве фильтра для медицинских масок.
О продуктовой истерии мы поговорили с доктором экономических наук Михаилом Делягиным.
«СП»: — Стоит ли ожидать дефицита продовольственных товаров?
— Дефицита продуктов не будет. Товаропроводящая сеть является одной из сфер, которая колоссальным образом развилась по сравнению с советским временем. Кроме того, она диверсифицировалась, стала многообразной.
Грубо говоря, в советское время перебои со снабжением могли происходить из-за аварии на железной дороге, а сейчас груз на один и тот же рынок может быть доставлен несколькими путями и несколькими фирмами. Если какие-то фирмы банкротятся, их место сразу занимают другие.
Несмотря на всю нашу негибкость, в сфере грузоперевозок она существует.
Кроме того, правительство приняло очень мудрое решение об упрощении импорта и о снятии всех логистических ограничений для поставок продовольствия. Для Москвы это критически значимо из-за борьбы с автомобилями в центре города. С одной стороны, это добавит пробок в столице, с другой — обеспечит бесперебойное снабжение, — считает эксперт.