В последнее время россияне стали массово скупать не только крупы и туалетную бумагу, но и патроны, а также бейсбольные биты, часто используемые для самообороны. Похоже, они разочарованы в способности государства защитить людей в условиях кризиса.
По данным «Платформы ОФД», за период с 9 по 22 марта объем продаж комплектов патронов для спортивной и охотничьей стрельбы увеличился в стоимостном выражении на 130% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А объем продаж бейсбольных бит вырос на 30%.
Средний чек при покупке патронов вырос за год на 53%. Это явно выше инфляции и увеличения курса доллара. Тем более что патроны берут в основном отечественного производства. Вывод очевиден: теперь боеприпасов покупают больше. Будут отстреливаться очередями?
А вот в сегменте бейсбольных бит потребительское поведение немного другое. Средний чек здесь уменьшился на 11% — до 405 рублей. Это значит, что покупатели стали выбирать биты подешевле, попроще. Действительно, не все ли равно, какую биту разбить об голову недруга?
Вероятно, ажиотажный спрос на товары для возможной самообороны развился в связи с предчувствием тяжелого социально-экономического кризиса. В такие времена (вспомним, 1990-е!) всегда буйным цветом расцветает преступность.
Стремление защититься в такие моменты свойственно не только россиянам. По информации FoxNews, в условиях паники из-за распространения коронавируса жители США также стали массово скупать огнестрельное оружие, патроны и всевозможные «наборы для выживания».
— Это понятная реакция людей на кризис, — отмечает социальный психолог Алексей Рощин. — Те, у кого есть оружие, люди как правило, психологически более настроенные на какие-то экстремальные события. Об этом свидетельствует сам факт, что они заранее озаботились наличием оружия.
А сейчас для них в окружающем информпространстве масса сигналов о том, что стабильность находится под угрозой. В происходящем они видят возможность того, что мир и Россия вот-вот сорвутся в хаос. Ну а раз так, то люди стараются подготовиться к лихим временам, думая, что если у них есть ружье, то они будут защищены. Хотя это едва ли.
В любом случае, в ситуации кризиса возникает инстинктивное желание делать запасы. Это проявляется даже у животных, которые делают запасы при ухудшении внешних условий — приближении зимы. Ежи, белки и т. п. Те россияне, у кого есть ружья, запасают патроны, считая, что им придется пострелять.
Для государства подобное поведение россиян — индикатор скрытой тревожности. Люди опасаются не только того, что им нечего будет есть, но и управленческого хаоса. Боятся, что начнется война всех против всех. Сомнению подвергается монополия государства на насилие. Мол, дело идет к тому, что никакой монополии уже не будет, а может, не будет и самого государства.
Эти опасения народа надо бы учитывать.
«СП»: Что в такой ситуации может и должно сделать государство, чтобы удержать ситуацию?
— Доказать, что все под контролем и никакие поползновения, резкие действия не пройдут.
Думаю, что такого рода люди в своих действиях побуждаются не столько ситуацией внутри России, которая достаточно спокойная, сколько влиянием глобализации. Как бы ни хотела Россия отделиться от мира суверенным интернетом, мы все-таки находимся внутри мировой ситуации в целом. А она оптимизма никому не добавляет. Жить в мире и считать, что мы существуем отдельно, невозможно. Можно не пустить коронавирус в страну, но информационные вирусы не удержишь.
По мнению председателя координационного совета Московского профсоюза полиции и Росгвардии Михаила Пашкина, при определенных условиях ситуация может выйти из-под контроля правоохранителей.
— Народ, как говорится, готовится к войне за место под солнцем. В Америке очень многие приобретают оружие. У нас теперь тоже как-то пытаются себя защитить.
«СП»: — Думаете, все так плохо?
— А чего ожидать то, если скоро три миллиона малых предпринимателей разорятся? Об этом везде сейчас пишут. А ведь у них семьи. Это уже не три миллиона человек, а все десять. И их всех нужно будет кормить. И где они будут питаться?
Вот люди и запасаются патронами, битами и прочими средствами самозащиты, чтобы отражать возможные нападения голодных. Это будет как в фильмах про зомби-апокалипсис. Наши люди насмотрелись всего этого
Вопрос только, кого пойдут грабить? Таких же, как они или власть разгонять? Скорее всего, такое может случиться не в Москве — здесь люди неплохо живут, а где-то в регионах. Я всегда говорил, что начнется не с Навального, а с какой-то бабушки на местах.
«СП»: — С учетом того, что оружия в частном владении у россиян много, социальные последствия такой самозащиты могут быть чудовищные…
— По нашим данным, на руках у населения около 5 млн. единиц оружия. Случаи их «непрофильного» использования пока еще редки. Потому что в основном это гладкоствольное охотничье оружие. А нарезное оружие позволяет владельца сразу вычислить, потому что оно все отстрелянное. Хотя есть какая-то доля неофициальных стволов, определить владельца которых невозможно.
О том, какие меры предпринимают парламентарии для купирования опасной ситуации, нам рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков.
— Американцы, если судить по их фильмам, чуть что хватаются за винтовку. Видимо, наши решили брать с них пример. Раньше у нас такого не было. А теперь оружие становится популярным. Я узнаю об этом и по своим каналам, как бывший сотрудник прокуратуры. Во время кризиса такое бывает. Люди считают, что их дом — их крепость, и готовятся себя защищать.
«СП»: — Раз усиленное вооружение стало следствием кризиса, государству имело бы смысл смягчить его социально-экономические последствия, чтобы не доводить людей до крайности…
— На комитете мы больше занимаемся уголовным и административным законодательством, а вот фракцией нашей — КПРФ, выдвигаются инициативы, чтобы облегчить жизнь народа. Это и законы, и выступления Геннадия Зюганова, а недавно были даны протокольные поручения о необходимости принятия правительством срочных мер по поддержке населения. Речь шла о единовременных выплатах гражданам, отсрочке платежей по кредитам, налоговых каникулах для малого бизнеса и т. д.
Кроме того, мы сейчас готовим поправки уже в первую и вторую (защищенные — авт.) главы Конституции, которые должны вноситься через Конституционное собрание. Закон о его созыве наша фракция уже внесла. Его все наши депутаты подписали. Так там, во второй главе, мы планируем более жестко прописать необходимость бесплатного образования, здравоохранения, жилья — касательно капремонта и другие принципиальные социальные меры.
А то сейчас случись что — почти вся помощь только в платной клинике. По себе знаем — родственник супруги моей заболел в Тульской области. Хорошо, я смог помочь, а так хоть помирай. Или вот поехал я в Ульяновскую область, прием избирателей проводить. Двое пришли на прием требовать денег. Не от государства, а с депутатской зарплаты. Одному надо зубы вставить, а у второй дети оборвались — в школу не в чем ходить. Вот ведь как люди живут.
«СП»: — Конечно, нужны системные социальные меры. Но в правительстве Мишустина ответ поди все тот же, что и при Медведеве — денег нет?
— Мы вносим предложения, где взять деньги. Помимо того, что у нас профицитный бюджет, пора бы уже вводить прогрессивный налог на богатых людей. Тогда и нищету эту преодолеем.