Коронавирус продолжает расползаться по планете, заставляя власти разных стран принимать превентивные меры. В России, по информации Роспотребнадзора, новых случаев заражения к утру 11 марта не выявлено, однако региональные власти также принимают меры по нераспространению вируса.
В Москве указом мэра столицы Сергея Собянина до 10 апреля запрещено проведение массовых мероприятий с числом участников более 5 тысяч человек. Ранее было принято решение о введении режима повышенной готовности для городских служб — амбулаторного и стационарного звеньев здравоохранения, городского хозяйства, транспорта, усилены требования по проведению профилактических осмотров и контролю за гражданами, прибывающими из стран с неблагоприятной ситуацией по коронавирусной инфекции.
В результате принятых решений уже точно не состоится 15 марта фестиваль «Крымская весна», а на хоккейные и футбольные матчи будут пускать не более 5 тысяч участников и болельщиков. Но что это такое, например, для ЦСКА и «Спартака»?
Не исключено, что могут появиться и более радикальные меры. Так, член комитета Совета Федерации по социальной политике, врач-онколог Владимир Круглый в ходе пресс-конференции в НСН не исключил закрытие московского метрополитена, подчеркнув, что Москва — это особый регион.
«Мы понимаем, какое тут население, какой тут приток, какой транспортный узел. Наличие метро, огромного количества общественного транспорта несравнимо даже с большими городами… Конечно, обработка транспорта должна быть, и это необходимо жестко контролировать. Может быть, в какой-то момент понадобится вообще закрыть эти виды транспорта», — предположил сенатор. Однако до этого, надеется он, дело не дойдет.
Тем не менее, по его мнению, противоэпидемические мероприятия в Москве должны приниматься более жестко и системно. Вместе с тем, эксперт отмечает, что паника, которая распространяется вокруг темы коронавируса страшнее, чем сама инфекция.
«Даже то, что в Китае удалось взять под контроль инфекцию, новых случаев практически нет, говорит о том, что это контролируется, что это не так страшно и вполне поддается противоэпидемическим мерам. Эти страхи, панические настроения ни на чем не основаны», — уверен Владимир Круглый.
Кстати, депутат Госдумы Игорь Лебедев удивлен полумерами, введенными московскими властями и не понимает, откуда взялась цифра 5 тысяч. В интервью «Спорт-экспресс» он обратил внимание на то, что если проводить активную борьбу с эпидемией вируса в Москве, то начинать ее надо с метро и общественного транспорта.
«Именно там есть серьезная опасность заболеть», — уверен он.
Парламентарий также заметил, что пока нет понимания объективной картины. Он недоумевает, зачем нужен указ мэра Москвы, если все спокойно.
«А если у нас складывается тяжелая ситуация, то почему нам толком никто ничего не разъясняет?» — спрашивает он. И к этому вопросу можно только присоединиться.
Надо заметить, что пока панических настроений среди россиян, в том числе и москвичей, не видно, однако возможные ограничения на транспорте могут как раз к этому подтолкнуть. На сегодняшний день, по официальным данным, только метро перевозит в день порядка 9 миллионов пассажиров. При этом, если коронавирус пока зафиксирован в единичных случаях, то ОРВИ и грипп хорошо знакомы всем россиянам. Так что профилактика соответствующими службами проводится в общественном транспорте в любом случае.
Впрочем, как пояснил председатель общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, закрыть общественный транспорт, а тем более метро — практически невозможно.
— Это возможно в одном случае — когда Москва скажет, что весь столичный бизнес, производства, учебные заведения и прочее надо закрыть. То есть только с тотальной увязкой с деловой жизнью в Москве.
Опасность заразиться в метро примерно такая же, как в автобусе, трамвае. И что, весь общественный транспорт закроем?
В Москве примерно 78% ежедневного пикового пассажирского спроса удовлетворяется общественным транспортом — электрички, метро и т. д. Если все московские автомобили поедут, то они просто не поместятся на дорогах.
Есть простые физические расчеты. Вопрос не в том, сколько автомобилей, а в том, сколько в Москве асфальта. В Москве около 100 млн. кв. метров асфальта — это улицы, переулки, шоссе, проспекты. Всё, где можно ездить. В Москве около 5 миллионов автомобилей. На один автомобиль приходится 20 кв. м асфальта. В общем, пробка будет до 22 века. Город будет стоять, а не ехать.
Закрытие общественного транспорта, прежде всего метро, означает принятие решения о закрытии деловой жизни в Москве на время карантина.
Независимый финансовый аналитик Ян Арт не считает принятые московскими властями шаги полумерой.
— Мне кажется, меры соответствуют потенциальным рискам. Но закрывать общественный транспорт, принимать меры на уровне Италии, в то время как в других странах таких ограничений нет, а коронавирус на порядки выше, было бы недопустимо.
Я только что проехал Францию и Швейцарию, там все работает. Отменяют массовые мероприятия, крупные выставки, спортивные состязания проводят без зрителей, но закрывать транспорт было бы перебором.
«СП»: — А какие-то меры бизнесу не предлагают ввести? Например, перевести сотрудников, где возможно, на удаленку.
— Частично в Европе это реализуется, но очень частично. Нет ощущения, что это приняло массовый характер, потому что не так много сфер, где это возможно.
Как ни странно, но в России, где меньше всего заболевших, более обостренная информационная реакция, чем в Европе, где тысячи заболевших. Пока на полный карантин с жесткими мерами перешла только Италия, где более 10 тысяч заболевших.
В России, где 20 заболевших, останавливать общественный транспорт — значит, нанеси удар по здоровым.
«СП»: — Если допустить, что ситуация будет критической и общественный транспорт будет закрыт, к чему это может привести?
— К экономическим потерям. Если не работает общественный транспорт, значит, явка на работу становится для людей не обязательной, невозможно же их заставить добираться на работу пешком или на такси.