Логопедический массаж преследует следующие цели:

· Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка

· Снижение усиленного слюноотделения

· Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.

· Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.

· Стимуляция кинестетических ощущений.

· Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.

· Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.

· Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

· Воспалительные заболевания глаз

· Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду.

Рекомендации для выполнения логопедического массажа.

1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  СПА Массажи

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

· поглаживание от середины лба к вискам;

· поглаживание от бровей к волосистой части головы;

· поглаживание от линии лба вокруг глаз;

· поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

· поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

· поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

· легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

· надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

· поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

· поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

· поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

· поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

· легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Лучшие массажеры для лица для подтяжки овала и от морщин

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

· поглаживание лба от середины к вискам;

· поглаживание лба от бровей к волосам;

· поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

· поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

· сжимание подбородка ритмичными движениями;

· разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

· перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

Укрепление губной мускулатуры:

· поглаживание от середины верхней губы к углам;

· поглаживание от середины нижней губы к углам;

· поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

3.Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка :

— точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

— вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

*От середины языка к его кончику и обратно.

*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),

*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,

*Пощипывание и растягивание краев языка.

*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь