Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов предложил провести дополнительную индексацию пенсий и зарплат работникам учреждений и предприятий всех форм собственности.
По его мнению, такая мера поможет поддержать платежеспособный спрос на фоне пандемии коронавируса и падения цен на нефть, которые уже сказались на курсе рубля. Он также предложил снизить нормы начисления социальных страховых взносов для предпринимателей, индексирующих зарплаты своим работникам.
Миронов подчеркнул, что запланированная в этом году индексация зарплат бюджетников все равно должна состояться, а его предложение не отменяет повышения всех остальных зарплат на величину инфляции, которое обязаны ежегодно проводить работодатели в соответствии с Трудовым кодексом.
«Не секрет, что дешевый рубль облегчает государству выполнение его обязательств», — заявил Миронов. Величину индексации и порядок ее проведения нужно обсудить с Госдумой, Советом Федерации и правительством, добавил он.
«Чем скорее мы начнем эту работу, тем лучше», — считает он.
Миронов предположил, что импортные товары могут подорожать на 10−35%, инфляция затронет и отечественную продукцию, произведенную из зарубежных комплектующих.
В тот же день, 21 марта, издание The New York Times пришло к выводу, что российская экономика способна выдержать мировой кризис, так как после введения санкций она стала более стрессоустойчивой. Журналисты издания уверены, что именно ограничения западных стран и ответные шаги России позволили экономике страны подготовиться к внешним стрессам.
Интересно, каким это образом?
Вот, к примеру, Министерство финансов США объявило о планах раздать населению по тысяче долларов для повышения спроса и поддержания экономики. И это только часть пакета стоимостью более чем триллион долларов.
Комментируя эту инициативу американских властей, глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что не видит смысла в прямых инвестициях на фоне нынешних проблем в экономике. По ее словам, у регулятора достаточно других мер, которые позволят поддержать потребительскую активность и доходы.
Кроме того, глава Центробанка посоветовала российским кредитным организациям не выпрашивать финансовую помощь у государства, а снизить дивиденды и сократить зарплаты топ-менеджменту. Мысль правильная. Только как быть миллионам людей, по которым кризис ударит напрямую уже в ближайшее время? Возможно, инициатива Миронова могла бы облегчить им жизнь. Но надолго ли?
И еще интересный момент. Пенсии, конечно, могут дополнительно проиндексировать. С одной стороны, это наверняка повысит явку на голосовании 22 апреля, и не исключено, что инициатива Миронова согласована с Кремлем. А с другой, — подстегнет инфляцию, ведь пенсионеры начнут сразу закупать продукты, что приведет к еще большему росту цен.
— Данная мера может оказаться неэффективной. Люди в любом случае будут сокращать потребление, а потому, нет гарантии, что получив дополнительные деньги, они тут же побегут с ними в магазин, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— К тому же в распоряжении российской власти не так много средств, при помощи которых можно было бы поддержать уровень жизни граждан в условиях обвала национальной валюты.
Для того, чтобы поддержать потребительский спрос, необходимо, чтобы люди получили сумму, которая для низкооплачиваемых групп населения является значимой. В США предлагают раздать гражданам по 1000 долларов. Соответственно в России, где уровень жизни примерно в 3 раза ниже, необходимо, чтобы граждане получили дополнительно примерно по 25 тысяч рублей.
«СП»: — Миронов уверен, что это не приведет к критической нагрузке на бюджет. Так ли это?
— Не приведет, разумеется. Падение рубля значительно облегчило для власти выполнение социальных обязательств. Другое дело, что спровоцированный этим спад экономической активности и снижение поступлений от нефтегазового экспорта неизбежно создадут проблемы с формированием доходной части бюджета.
«СП»: — Чем опасен еще низкий курс рубля?
— Российская промышленность нуждается в импортном оборудовании и комплектующих, поэтому снижение курса неизбежно приведет к падению производства. В сочетании со снижением объемов розничной торговли это может привести к массовой безработице.
И надо еще учитывать, что согласно статическим данным, почти трети российского общества денег хватает только на покупку продуктов питания.
«СП»: — Подобная мера не подстегнет инфляцию? Ведь люди начнут сразу запасаться продуктами. А цены и так сейчас поднимутся…
— Цены и так будут повышаться вследствие снижения курса рубля. Поэтому появление у населения дополнительных средств не окажет сильного влияния на динамику цен, но поможет поддержать внутренний спрос.
— Индексация — это плановое повышение выплат на уровень инфляции. А когда оно — повышение — внеплановое и не на уровень инфляции, то это уже что угодно, но не индексация. Идея, понятное дело, хорошая — людям деньги нужны, но правовая форма у неё хромает, — считает политолог Иван Лизан.
«СП»: — Есть ли шанс у этой инициативы? Не сам Кремль ли вбрасывает эту идею через Миронова?
— Если бы её назвали не индексацией, шансов было бы больше. Если бы ещё и с правительством согласовали, то была бы вероятность принятия. А так просто пиар — не Миронов разрабатывает антикризисные меры и меры по борьбе с коронавирусом.
И зачем Кремлю использовать Миронова? Легче дать правительству поручение и не усложнять.
«СП»: — По мнению Миронова, эта мера поможет поддержать платежеспособный спрос на фоне пандемии коронавируса и падения цен на нефть.
— Сумма повышения была бы мизерной — инфляция в прошлом году составила 3,6%. От такого повышения населению ни холодно, ни жарко. Куда эффективнее, например, оплатить коммунальные платежи тем, кто заболел или попал в режим самоизоляции из-за контакта с заболевшими коронавирусом. Это мера, которую можно принять оперативно и централизованно, без долгих дебатов и работы Думы.
«СП»: — Ммпортные товары могут подорожать на 10−35%?
— Сложно сказать — оценки различаются. ЦБ ставку не поднял, так как считает, что эпидемия закончится, и ситуация в экономике улучшится. Кто окажется в итоге прав — покажет время, равно как и в случае с подорожанием.
«СП»: — А почему у нас не хотят идти по пути США и раздавать деньги населению. Потому, что у нас нет такого красивого печатного станка?
— Потому что работа печатного станка приводит к негативным последствиям. И Россия печатает не доллары, а рубли, которые не являются резервной валютой.
«СП»: — Что реально могли бы сделать российские власти, чтобы антикризисные меры были эффективными, а не смахивали на пиар-акцию?
— На такой вопрос, наверное, стоило бы ответить «раздать каждому по миллиону», но так не бывает. Власть предпринимает меры: и для предотвращения распространения болезни, и для смягчения удара по бизнесу (те же налоговые каникулы), целые секторы экономики будет поддерживать (тех же авиаперевозчиков). Какие меры и насколько окажутся эффективными, станет понятно уже в ближайшее время.