Самое стабильное в нашей стране — цены на бензин. Точнее, рост цен на топливо. И теперь, когда мировые цены на нефть обрушились, в российском правительстве не могут даже предположить, что этот фактор естественным образом повлияет на внутренний рынок и ценники на российских автозаправках сыграют на снижение. Поэтому замминистра финансов Алексей Сазанов уверенно заявил, что цены на бензин не снизятся и не вырастут. То есть, все останется, как есть.
А министр энергетики Александр Новак подчеркнул, что цены на нефтепродукты в России — не самые высокие.
В головах наших умников, обваливших рубль, президент США Дональд Трамп, наверное, выглядит идиотом. Ведь еще 9 марта, когда рухнули цены на нефть, он обрадовался и написал в Twitter: «Хорошо для потребителей, цены на горючее снижаются»…
Всего несколько «скучных» цифр. На мировых биржах нефтяные котировки падают с прошлой недели на фоне того, что страны ОПЕК+ не смогли договориться (во многом из-за позиции России) о продлении сокращения добычи после марта. Основной обвал цен пришелся на 9 марта, когда в моменте нефть подешевела на 30% — до 31 доллара за баррель. Впоследствии цены немного скорректировались, и на утро 11 марта нефть торговалась у отметки 38 долларов за баррель. Но паника не снижается, слишком серьезны предпосылки для затяжного кризиса, ведь кроме скандала с ОПЕК+ на мировую экономику давят коронавирус и прочие неблагоприятности, предвещающие «турбулентный период».
Такое падение, вызванное снижением мирового спроса, традиционно не отразилось на внутренних ценах на топливо. Почему? Да потому, что в экономике с ручным управлением законы рынка не работают. Потому что у нас в стране на изменения на рынке не принято реагировать в сторону снижения цен. Даже если снизится внутренний спрос, бензиновые короли будут потихоньку расходовать ранее накопленный жирок, но держать цены. Это нехорошая традиция не устаканилась бы в стране, если бы была реальная конкуренция. Но при нынешней законодательной базе и устоявшихся правилах игры на рынке нет желающих новичков рискнуть выйти на рынок и захватить на нем нишу путем демпинга. Такие всплески встряхнули бы ценовое болото. Но на рынок, в том числе и бензиновый, новые игроки предпочитают выходить осторожно протискиваясь, стараясь играть строго по правилам, установленным доминирующими компаниями.
А в руководстве страной этими правилами вполне удовлетворены и считают, что ценообразование в стране происходит вполне естественным образом. Об этом в эфире передачи «Право на справедливость» на «Первом канале» сказал тот же министр энергетики Александр Новак.
«Цены на нефтепродукты в России не самые низкие, но в то же время они и не самые высокие. В этом плане мы сформировали в рамках системы налогообложения механизм сдерживания цен», — цитирует ТАСС министра.
Этот ответ главы Минэнерго также вполне устроил его собеседника — Андрея Макарова, который возглавляет комитет по бюджету и налогам в Госдуме. Он согласился с тем, что, например, в Норвегии, которая также является крупным нефтеэкспортером, цена на топливо «гораздо выше».
Но зачем же так «гораздить», если можно взять в руки калькулятор и посчитать?
По данным профильного портала, цены на бензин 9 марта в Норвегии 1,71 доллара, а в России 0,63. Разница, на первый взгляд, существенная. Но есть такое понятие, как доступность продукта. Поэтому не обойтись без сравнения зарплат в Норвегии и в России.
И сразу, для более точной корректировки, надо сказать о разнице в налогообложении доходов граждан. Если в нашей стране для непуганых долларовых миллиардеров налог на доходы физических лиц един — 13%, то в Норвегии — прогрессивное налогообложение. Это сложная система, которая взымает немалые проценты как с больших (в сравнении с доходами большинства граждан) доходов, так и с покупки предметов роскоши. При этом налоговая система довольно щадяще относится к средним доходам и уж совсем «жалеючи» — к доходам молодежи, родителей-одиночек, попечителей иждивенцев, работающих мигрантов и представителей других социально «некрепких» групп. Подробнее можно ознакомиться на миграционном портале EMIGRATING.RU
То есть, сумма вычитается, исходя из статуса гражданина, но так, что в Норвегии уже многие годы сохраняется один из самых высоких уровней жизни и самое высокое качества жизни. Можно такое хотя бы приблизительно сказать о нашей стране, если не брать во внимание «золотую милю» в Москве?
В принципе, после этого уже и без сравнения самих зарплат очевидна некорректность, натянутость показательного сравнения главой Минэнерго и главой думского комитета цен на бензин в Норвегии и в России.
И все-таки. Средняя зарплата в Норвегии 4500 евро. Средняя зарплата по РФ в 2019 году — 44 тысячи рублей или 550 евро.
Ну, и далеко на этом можно уехать в нашей стране? Но россиянам только предлагают затянуть пояса, приготовиться, как сказал президент, к серьезной конкурентной борьбе.
Вообще-то, конкурировать было бы куда легче, если бы россияне получили для этого какие-то преимущества. Речь даже не о поблажках в виде субсидий, налоговых льгот для развивающихся бизнесов, сниженных до приемлемого уровня процентных ставках на банковские кредиты для предприятий и частных предпринимателей — хотя и это было бы неплохо для общего рывка в экономике. А о доступных ценах на топливо, которые фактически заложены во все производные экономики.
Цены на топливо отражаются на ценниках в магазинах, на стоимости проезда в общественном транспорте и т. д. Глядя на ценовые табло на автозаправках, можно сказать, как быстро и как далеко «едет» вся экономика страны.
И как нам конкурировать, например, с теми же норвежцами, у которых и зарплаты в разы выше и топливо в той же пропорции доступнее? Разбавлять бензин призывами Путина?
Сейчас по телевизору гоняют заранее заготовленный проект ТАСС — «20 вопросов Путину». Может, добавить еще один вопрос, 21-й: почему, если цены на нефть обвалились, бензин дешевле не становится? Потому что жизнь у нас лучше стала?