Канцлер Германии Ангела Меркель, завершающая свое пребывание на этом посту, представляет собой определенную проблему для всего мира. Однако, следующий лидер будет, вероятно, еще хуже. «Ангела Меркель скоро должна уйти», – объявил в прошлом месяце журнал Economist. «Срок правления Ангелы Меркель истекает, и она должна покинуть свой пост», – гласит статья, опубликованная на прошлой неделе Financial Times. Некоторые германские СМИ также высказывались не особенно любезно по этому поводу, и нетрудно понять, почему.
После более чем четырнадцатилетнего срока правления и за два года до окончательного ухода, германский канцлер и ее правительство большой коалиции, не пользующееся народной любовью, кажутся многим наблюдателям уставшими и полностью лишенными идей. Отечественная экономика слабеет, а ультраправые укрепляют свои позиции.
В течение последних недель Армин Лашет, 59-летний премьер-министр земли Северный Рейн-Фестфалия, самого густонаселенного района Германии, стал лидером среди претендентов на место Ангелы Меркель. Вступив в альянс со своим главным консервативным соперником, министром здравоохранения Йенсом Шпаном, он заставил уйти в оборону всех других противников, и прежде всего давнего критика Меркель Фридриха Мерца. На съезде Христианско-демократического союза (ХДС) 25 апреля будет выбран новый лидер партии, и в тот же день этот человек стане фаворитом в гонке за место преемника Меркель на посту канцлера в 2021 году.
Впрочем, существует довольно много «если», когда речь идет о том, кто станет следующим лидером Германии. И Мерц и Норберт Рётген, третий претендент, победу которого считают маловероятной, являются защитниками трансатлантических связей и жесткими критиками Китая. Кроме того, они давно утверждают, что Германия должна отказаться от своей послевоенной сдержанности и взять на себя больше ответственности за собственную безопасность. Если один из них одержит победу в следующем месяце и в конечном итоге сменит Меркель на ее посту, контуры германской внешней политики, безусловно, сильно изменятся.
Существует также вероятность, что стремительно укрепляющие свои позиции зеленые могут превратиться в самую мощную политическую силу после следующих федеральных выборов. В этом случае, независимо от того, кто победит в конкурсе внутри ХДС, Германия получит своего первого «зеленого» канцлера. Скорее всего, это будет один из двух лидеров партии, Роберт Хабек или Анналена Бербок. Такой сценарий может привести к тому, что внешняя политика Германии будет в большей степени основана на западных ценностях, ориентирована на европейскую интеграцию, а также станет более жесткой в отношении России и Китая.
Армин Лашет – это совсем другая история. Он является осторожным и умеренным политиком, в чем-то схожим с Меркель, но при этом отчасти разделяющим взгляды ее предшественника Герхарда Шредера в духе «бизнес прежде всего» и готовность вести диалог с авторитарными лидерами.
В последние годы Лашет неоднократно выступал против демонизации российского президента Владимира Путина в связи с аннексией Крыма, критиковал Вашингтон за поддержку так называемых «умеренных повстанцев», стремящихся свергнуть власть сирийского авторитарного лидера Башара аль-Асада. Кроме того, будучи лидером германской земли, поддерживающей наиболее тесные связи с Китаем, он высказывался в поддержку углубления двусторонних отношений с Пекином.
Когда в прошлом ноябре его попросили прокомментировать вопрос об исключении китайской телекоммуникационной компании Huawei из числа участников создания сети мобильной связи 5G в Германии – эту идею, надо сказать, поддерживают его конкуренты из ХДС Рётген и Мерц, Лашет в сущности повторил аргументы Меркель о превалировании соображений экономических соображений над вопросами безопасности: «Последствия отказа от сотрудничества с Huawei могут привести к задержке развития этой новой технологии. Это не отвечает нашим целям. Как экспортоориентированная страна, Германия заинтересована в развитии свободной торговли. Немецкий бизнес живет за счет экспорта в зарубежные страны, в том числе и в Китай».
Благодаря занятой Лашетом позиции, он добился того, что социал-демократ Шредер, чья собственная политическая репутация сильно пострадала из-за его тесных связей с Путиным и лоббирования интересов российских энергетических компаний, в прошлом году поддержал кандидатуру Лашета на пост канцлера в ходе их совместного интервью для германских СМИ.
Надо сказать, что с тех пор Лашет несколько дистанцировался от политически токсичного бывшего канцлера. Однако, его комментарии по целому ряду внешнеполитических вопросов побудили популярное немецкое издание Bild в прошлом месяце потребовать, чтобы он «не заигрывал» с авторитарными политическими лидерами.
Особенно красноречивыми были замечания Лашета в ходе немецко-российского форума в Берлине год назад, когда он, по мнению многих наблюдателей, поставил под сомнение обвинения в адрес Москвы во вмешательстве в выборы, кибератаках и распространении дезинформации, заявив, что сначала необходимо выяснить, какие из этих обвинений правдивы, а какие являются выдумкой. Годом ранее, после отравления бывшего офицера российской разведки Сергея Скрипаля и его дочери в британском городе Солсбери, политик открыто выразил сомнение по поводу обвинений в адрес России, с которыми выступило правительство Британии.
Примечательно, что недавно в ответ на вопрос по поводу некоторых его прежних заявлений, Лашет осудил Россию как «агрессора» по отношению к Украине и назвал Асада «военным преступником».
В то же время, глава берлинского офиса Европейского совета по международным отношениям Яна Пуглерин считает, что Лашет способен придать новый импульс франко-германским отношениям. По ее мнению, он будет более открыт в отношении идеи Макрона об активизации взаимодействия с Россией. А в случае формирования коалиции с зелеными, паралич в этих отношениях, порожденный годами правления нынешней большой коалиции, может, наконец, быть преодолен.