Содержание
В какие дни Великого поста можно исповедоваться и причащаться – это вопрос, который в последние дни набирает популярности. Пост начался со 2 марта и продлится до 18 апреля 2020 года. О правилах поведения верующих на данный период напоминают в православных церквях.
Исповедь и причастие в Великий пост 2020 года, по каким дням
Дни Великого поста, когда можно причащаться
Причащаться прихожане могут в любой день Великого поста, когда проводится Божественная Литургия, что проводится ежедневно. Священнослужители отмечают некоторые дни недели и рассказывают, какие богослужения проводятся:
- среда, пятница, суббота, воскресенье – главное богослужение;
- среда и пятница – проводится Литургии Преждеосвящённых Даров;
- суббота – чтится память Иоанна Златоуста;
- воскресенье – вспоминают о Василии Великом. Отмечается, что в день проведения Литургии Преждеосвящённых Даров не причащают детей, которые не едят твердую пищу.
Как готовиться к Таинству Причастия в Великий Пост?
Подготовка к Причастию в Великий Пост должна сопровождаться собственно постом и усиленным молитвенным правилом. В Украинской Православной Церкви сложилась добрая традиция, когда Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословляет верующим усилить свою молитвенную практику, прибавив к своему ежедневному правилу то или иное молитвословие.
Что касается молитвенной подготовки к Причастию в Великий Пост – она состоит из нескольких этапов. Первый – три канона: покаянный (ко Спасителю), ко Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Часто к этим трём канонам также прибавляется чтение акафиста. Второй этап – канон и молитвы перед Причастием. В Великий Пост к этому молитвенному правилу прибавляется чтение особого тропаря «Егда славнии ученицы…» и 50-й псалом.
Как часто можно причащаться во время Великого Поста?
Этот вопрос актуален не только для периода поста, но и для других дней нашей жизни. Известным является тот факт, что в первые века христианской истории каждый, кто находился на Божественной Литургии, причащался Тела и Крови Христовых. Подобная практика основана на словах Христа о Евхаристии: «Это творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Однако с течением времени в Православной Церкви сформировалась традиция, несколько видоизменившая подход к вопросу о частоте причащения. Теперь зачастую можно встретить своеобразную инструкцию, которая указывает на то, что к Таинству Евхаристии православные христиане могут приступать: в дни четырёх длительных постов – Великого, Рождественского, Успенского, и Петро-Павловского; на день рождения; в день памяти небесного покровителя (день ангела).
Однако нигде нет чёткого запрета, который бы регулировал Причастие как некий механизм. Причастие – это не поход к дантисту, и не ежегодный медосмотр. Это духовная потребность верующего человека, которая возникает в силу тех или иных причин, в первую очередь – из-за желания быть ближе к Богу.
Поэтому лучше было бы регулировать данный вопрос, в первую очередь, находясь в компромиссе со своей совестью. Если же кому-то сложно самостоятельно определить частоту Причастия, за помощью стоит обратиться к духовнику.
В принципе, в период Великого Поста часто рекомендуют приступать к Таинству Евхаристии в начале и в конце Четыредесятницы. Даже с объективной точки зрения, это будет наиболее оптимальным вариантом в этом вопросе. Однако никто не может запретить приступать к Чаше хоть еженедельно.
В какие дни Великого поста нельзя причащаться и почему?
В Православной Церкви отсутствует даже само понятие «нельзя причащаться». Таинство Евхаристии – это самое главное священнодействие, которое совершается в Церкви Христовой.
В Евхаристии мы становимся участниками Тела и Крови Господних и через них приобщаемся к жизни вечной. Именно поэтому Литургия, как вид богослужения, за которым совершается Таинство Евхаристии, буквально переполнено радостными песнопениями. «Бог становится человеком, чтобы человек смог стать богом» – как же здесь не радоваться?!
А поскольку время Великого поста – по преимуществу время скорби и печали о грехах, то в связи с этим и все великопостное богослужение имеет более покаянный, так сказать, «печальный» характер.
В Великом посту количество песнопений сокращается и при этом вводится больше чтений, особенно – из Ветхого Завета, которые являют нам примеры грехопадений и раскаяний. Именно по этой причине в Великом посту не совершаются, за исключением великих праздников, а также субботних и воскресных дней, полные Литургии.
Но чтобы не оставить все же своих чад без причащения Святых Таин, Церковь установила совершать по средам и пятницам Литургию Преждеосвященных Даров – несколько сокращенный вариант полной Литургии, во время которой верующие причащаются Тела и Крови Христовых, освященных ранее, на предыдущей полной Литургии.
Таким образом, в Великом посту каждый желающий может причаститься в субботний или воскресный день, а также в среду или пятницу – на Литургии Преждеосвященных Даров. В другие же дни (понедельник, вторник и четверг – если на них не выпадет какой-нибудь праздник) Литургии, по Уставу Церкви, совершать не положено. Но это не потому, что нельзя в эти дни причащаться, а лишь потому, что, как уже было сказано ранее, Великий пост – это главным образом время покаяния и плача о грехах, время, когда мы стараемся ограничить свою радость, тогда как Причастие – это самая большая радость для православного христианина.
Исповедь в Великий Пост
В Великий Пост взрослые исповедаются по средам, пятницам, субботам, воскресеньям. Желательно хотя бы один раз исповедаться в Великий Пост. Если поста не держите, необходимо поговеть и почитать молитвы (можно из Молитвослова) три дня, а на четвёртый день к вечеру сходить к Исповеди или с утра, до Литургии исповедаться, а после Литургии и Проповеди причаститься Святых Тайн. А причаститься Святых Тайн желательно на Первой неделе, Четвёртой Иоанна Лествичника Неделе и на Страстной Неделе, хорошо в Чистый Четверг.
Исповедь не должна быть частой. Если исповедоваться часто — хорошего в этом ничего нет. Это значит человек привыкает грешить. К Исповеди надо подходить, как к Страшному суду, чтобы никогда не повторять означенных грехов. В современной жизни это очень сложно, невозможно, но необходимо стремиться к чистоте душевной. Ведь и не каждый батюшка разрешит частое исповедание. Желательно выбрать подходящий Храм или церковь, подходящий Вам по духу, по обстановке, чтобы Вам было уютно в Храме, чтобы никто и ничто вас не отвлекало и ничто не раздражало. И батюшку тоже выберите себе по душе, а это как раз очень хорошо делать на исповеди. Обратите внимание, когда стоите в очереди к Исповеди — с кем-то батюшки обмениваются 2 фразами, с кем-то говорят долго и терпеливо. Знаете почему? Потому, что они чувствуют, кто готов раскрыться, а кто — не готов. Бывает так, постилась, накануне Исповеди разобралась со своими грехами, наметила каким образом это сказать, а когда пришла очередь говорить — слезы из глаз, просто фонтан. Батюшка все сразу поймёт, поймет, что все осознано тобою принято близко к сердцу, что раскаялась во всем, и прочтёт тебе Разрешительную Молитовку и допустит до Причастия. Если все осознала и приняла свой грех всем сердцем и исповедаешься уже не в первый раз, можно кротко и коротко произнести — Грешила словом, мыслями, иногда и делами…ведь не важно, что конкретно скажешь, гораздо важнее почувствовать свою грешность! После Святого Причастия идите сразу домой. Несите в себе это чистое Святое настроение и Чистый сосуд Таинства Святого.