Содержание
Самомассаж.
Здоровьесберегающая технология. Самомассаж.
Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа — для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно.
Точечный самомассаж лица для детей
Цель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.
- Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
- Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.
- Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.
- Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.
- Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.
- «Кран, откройся!»— правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
- «Нос, умойся!» — растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
- «Мойтесь сразу оба глаза»— нежно проводим руками над глазами.
- «Мойтесь, уши!»— растираем ладонями уши.
- «Мойся, шейка!»— аккуратными движениями гладим шею спереди.
- «Шейка, мойся хорошенько!»— гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
- «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
- «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!»— трем ладошки друг о друга.
Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.
- «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.
- «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.
- «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.
- «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.
- «Пошел дождик» — легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.
- «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
- «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.
1.Как у нас на грядке, сколько цветиков цветут: (энергично растирать ладони и кисти рук)
- розы, маки, ноготки,астры пестрые цветки, георгины и левкой. (Поочередно массажировать пальцы, начиная с большого пальца.)
3.Выбираешь ты какой?(Протянуть руки вперед).
Мы его погладим смело. ( Мягко гладить шею сверху вниз)
2.Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа)
Массируй ушки ты умело. (Раздвинуть указательный и средний пальцы.Растирать точки перед и за ушами.)
Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга)
«Массаж спины»
1.Дождик бегает по крыше — Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! ( Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам.)
2.Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)
3. Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)
4.Дождик бегает по крыше — Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!(Поглаживают ладошками)
На крылечке ножками потопали,
Ручками по щёчкам похлопали.
Присели, через пальчики в щель посмотрели.
Пальчики в кулак сжимаем,
Воздух набираем.
Ладошки на грудки положили
И давай ладошками по своей грудке стучать.
Стук- стук, стук- стук-
Вот как получается.
Стук- стук, стук-стук-
Грудка наслаждается.
Массаж лица.
1.Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал?
Поглаживание лица от бровей до подбородка.
2.Побывал в саду, полил ягоду!
Лёгкое поколачивание пальцами лба.
3.А какую ягоду ты полил саду?
4.-И клубнику, и малину, и смородину!
6.Ой, вернись назад да полей весь сад!
Поглаживание лица и шеи сверху вниз.
Массаж стоп.
1.Ду- ду- ду- от медведя я уйду.
Согнуть пальцы правой руки («грабелька») и энергично провести ею 6 раз по подошве левой ноги от пальцев к пятке.
2.Да- да- да- не ходи, медведь, сюда.
Сжимать кончик большого пальца.
3.Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы?
Разминать пальцы ног руками.
4.Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит.
Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его.
5.Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди!
Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу.
Массаж ушей.
1.Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши.
Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему.
2.Шах- шах- шах- это утка в камышах.
Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек.
3.Шей- шей- шей- выходи из камышей.
Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами.
4.Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах.
Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз.
5.Ши- ши- ши- что же шепчут камыши.
«Точечный массаж»
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.
«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
«Точим ножи» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
«Сильным я родилс,я — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
2.А ну, стена, подвинься!» Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.
Бух! – теперь их не найду» Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
Сильно ею потрясу» Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Надеваем браслеты» — одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).
«Пружинка» — спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
«Гуси» — пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
«Человечки» — указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».
Вдруг споткнулись и упали.
«Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Не забудь: массаж для ушек
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Не забудь: массаж для щёчек
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Раз, два, три — скажу, четыре,
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Стал внимательней, шустрей,
Раз, два, три — скажу, четыре,
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Не забудь: массаж для носа
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
1. В.Г.Алямовская »Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей».
2. Журналы «Ребёнок в детском саду» №1-6 2005, 1-6 2004.
3. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительне моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г. «Современные пути оздоровления дошкольников», М. Кузнецова; Д/в №6, 2002г. «Упражнения для оздоравливания детей 6 – 7 лет», М. Маханева; Д/в №2, 2004г. «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев; Д/в №3, 2004г. «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев