Путин разрабатывает план отхода от президентской власти

Почти всегда в российской истории процесс передачи власти был весьма непростым. Кровавая борьба за лидерство после смерти Сталина – лишь один из множества примеров. С точки зрения многих наблюдателей, железная хватка Владимира Путина во внутренней и международной политике столь же крепка, как и прежде.

Однако, выступление президента России в прошлую среду, когда он объявил о серьезных изменениях в Конституции, стало первым признаком того, что Путин намерен покинуть окончательно пост президента в 2024 году. Хотя предложенные изменения позволят ему сохранить в своих руках формальную власть после завершения этого срока, позиция Путина будет ослаблена. Что наиболее важно, ему придется делить полномочия с новоизбранным президентом России.

Передача президентской власти в условиях высокой концентрации и персонализации всегда представляет собой крайне опасный период. Уход с поста ставит под угрозу как интересы самого уходящего президента, так и его сторонников. Опыт показывает, что бывшие президенты часто оказываются уязвимы и подвергаются преследованиям со стороны своих преемников. Так, например, в бывшей советской республике Кыргызстан экс-президент был в прошлом году насильственным образом лишен свободы и сейчас его дело рассматривается судом.

В России одна из самых горячих тем среди кремлевских элит на протяжении последних лет  – «проблема-2024». Речь идет о том, что Конституция запрещает президенту оставаться у власти более двух сроков подряд. Иными словами, закон требует прекращения полномочий Путина в 2024 году.

Должен ли Путин изменить Основной закон страны и остаться у власти на неопределенный срок, как сделал Си Цзиньпин в Китае. Или все же ему следует взять на себя риск и уйти в отставку, передав власть другому президенту?

В 2008 году Путин уже сталкивался с этой проблемой, но тогда он просто на четыре года занял должность премьер-министра, а затем снова вернулся в президентское кресло в 2012 году. Впрочем, недавнее послание Путина, позволяет предположить, что он в настоящее время обдумывает более радикальные перемены и на самом деле в 2024 году собирается уйти с поста президента.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Партия власти провоцирует людей драться за Павла Грудинина на площадях

Во-первых, предполагаемые реформы, значительно ослабляющие президентские полномочия, наводят на мысль о том, что Путин всерьез обдумывает свою жизнь в качестве экс-президента и хочет, чтобы его преемник был более слабым президентом, который не сможет причинить большого вреда ему и его сторонникам.

Во-вторых, предложения Путина об увеличении полномочий двух ключевых институтов свидетельствует о том, что он намерен сохранить власть и в качестве экс-президента. Один пакет конституционных реформ повышает статус нижней палаты российского парламента, предоставляя ей право назначать премьер-министра и правительство. В настоящее время в российском парламенте доминирует путинская партия «Единая Россия». Таким образом, Путин мог бы использовать свою власть над этой партией для сохранения политического влияния после отставки.

Другой комплекс конституционных реформ сосредоточен вокруг «укрепления статуса и роли Государственного совета». До сих пор этот орган использовался президентом для контроля над государственным строительством, экономическими и социальными реформами и другими объектами, влияющими на общество в целом. С усилением роли Государственного совета в реформированной российской конституционной системе, вероятно, пост главы этого органа также может обеспечить Путину мощные рычаги власти после завершения президентства.

И, наконец, последняя причина, заставляющая допустить, что Путин, предлагая эти изменения, решительно намерен отказаться от попыток сохранить президентский пост, заключается в том, что он следует по тому же пути, который недавно уже был опробован в другой постсоветской стране. Проработав более 20 лет на посту президента Казахстана, Нурсултан Назарбаев провел конституционную реформу, ослабив власть президента и создав новый Совет Безопасности с огромными полномочиями, и лишь после этого ушел в отставку с поста президента. Затем он привел к власти избранного преемника и взял на себя руководство Советом Безопасности, а также переименовал столицу страны в честь самого себя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Общественность поможет Молодым журналистам Алтайского края заплатить штраф неработающую ссылку

Россия, похоже, реализует схожий план. В дальнейшем от Путина потребуется лишь найти преемника, который займет его место на президентском посту. Вокруг этой фигуры,  несомненно, будет все больше и больше спекуляций, и борьба будет напоминать шутку британского премьера Уинстона Черчилля, который в свое время сравнил российскую политику со «схваткой бульдогов под ковром».

Уже сейчас большинство комментаторов отвергает вероятность того, что вновь назначенный премьер-министр Михаил Мишустин может тать преемником Путина. Впрочем, кто бы это ни был, скорее всего, его главным качеством будет подконтрольность Путину и его команде.

Но даже после прихода к власти назначенного Назарбаевым преемника, опыт Казахстана дает России еще один заслуживающий внимания урок. Несмотря на контролируемый характер передачи власти, в казахстанской политической системе больше не доминирует президент. Вместо этого, в настоящее время в стране образовались два конкурирующих центра власти. Один из них находится в кабинете нового президента, а другой – в кабинете бывшего президента в Совете Безопасности.

Таким образом, если Путин осуществит аналогичный план отхода, после 2024 года Россия, вероятно, все же не останется полностью прежней. Самое главное, что хотя Путин сохранит значительное влияние, его власть будет ослаблена.

Возможно, наиболее интригующим для западных лидеров, имеющих дело с Россией, является тот факт, что после 2024 года у них появится возможность нового старта во внешней политике. Путин дал понять, что даже после его ухода Россия останется президентской республикой, а это означает, что внешняя политика по-прежнему будет оставаться прерогативой президента. Таким образом, появление нового президента означает возможность изменения направленности этой политики. Впрочем, пока рано говорить о том, каким будет новое направление развития отношений России с внешним миром.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь